«На пересечение дорог». Владимир Соловьев, Павел Филонов, Владимир Высоцкий. Заседание клуба прошло в усадьбе Ольденбургских. 23.01.2013

«На пересечение дорог». Владимир Соловьев, Павел Филонов, Владимир Высоцкий. Заседание клуба прошло в усадьбе Ольденбургских.

23 января состоялось заседание, посвященное трем событиям – 160-летию русского философа, поэта, публициста Владимира Соловьева. 130-летие художника-авангардиста Павла Филонова и 75-летие поэта, актера, музыканта Владимира Высоцкого.

О В.С. Соловьеве сделали сообщение руководитель клуба Л.А. Образцова и Г.М. Сокольская. Жизненный и творческий путь П. Филонова осветила Е.Ф. Маливанчук.

Воронежский краевед Татьяна Комаричева сделала сообщение о новинках о жизни Ольденбургских и подарила клубу фотографии Ольденбурга, которые передала внучка известного рамонского краеведа Н.В. Ильинского Зоя Борисовна Ильинская, побывавшая в Германии.

Особенно живой интерес вызвал материал о Владимире Высоцком. Биографию рассказали Н.Д. Подорпригора и А.И. Никульникова. Стихи читали А.И. Алёхин, Е.М. Михальцова, П.М. Шматов.

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853-1900)

РУССКИЙ ФИЛОСОФ, ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ

И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК

Родился 16 (28) января 1853 в Москве, сын С.М. Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен. Блестяще окончив гимназию, Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, где проучился два года. Перешел на третий курс историко-филологического факультета и в качестве вольнослушателя посещал лекции в Духовной академии. Окончив университет в 1873 году, по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В 1874 году защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Вскоре Соловьев получил должность доцента Московского университета по кафедре философии. Лекции он читал лишь полгода: 31 мая 1875 года его командировали за границу «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». Соловьев побывал в Лондоне, Париже, Ницце и в Египте. Приобретенный им при этом мистический опыт, во многом предопределивший его дальнейшую творческую деятельность, задним числом описан в поэме «Три свидания» (1898). К середине 1870-х годов относятся его первые значительные стихотворения, сопутствовавшие развитию философской мысли («Хоть мы навек незримыми цепями», «Вся в лазури сегодня явилась», «У царицы моей есть высокий дворец» и т.д.). Владимир Соловьев желал считать себя лишь «благодарным учеником фетовской поэзии» (А. Блок), на деле же стихи его открывали новые поэтические перспективы и послужили стимулом творчества Блока, Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса и других младших символистов.

1877-1881 годы Соловьев провел большей частью в Санкт-Петербурге, читая курсы лекций в университете и на Высших женских курсах и подготавливая к печати свои программные философско-богословские сочинения «Философские основы цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1877-1880) (последнюю он защитил как докторскую диссертацию) и «Чтения о Богочеловечестве» (1878-1881).

Нравственно-метафизическая подоснова подлинного, сопричастного Богу существования изучается в итоговых философских трактатах Соловьева — «Смысл любви» (1892-1894) и «Оправдание добра» (1894-1897). Здесь наиболее полно представлена его доктрина «всеединства» и «цельного знания», отраженная в учении о «мировой душе» — Софии. Средоточием эстетического учения Соловьева было прозрение художника, сообразное живой истине мироздания, т. е. религиозному откровению. Многие его собственные стихотворения, например, «Бедный друг! истомил тебя путь», «Милый друг, иль ты не видишь», «Вечно женственное» («Das Ewig-weibliche»), стали программными текстами раннего русского символизма, при том что на брюсовские сборники «Русские символисты» (1894-1895) Соловьев, принципиальный противник «декадентства», отозвался насмешливой рецензией и меткими пародиями. Ироническая струя вообще была сильна в его художественном творчестве, о чем свидетельствуют его шуточные стихи, эпиграммы и пьеса-буффонада «Белая лилия» (1893).

В конце жизни, к началу новой революционной эпохи, явственно дававшей о себе знать, принципиально оптимистическое мировоззрение Соловьева обрело тревожный призвук. Предчувствие грандиозной социальной катастрофы общемирового масштаба и ее отражение в сознании и судьбе чуткого мыслителя определяют пафос его драматических диалогов «Три разговора» (1899-1900), поздней эссеистики («Воскресные письма», 1897-1898) и историко-философского исследования «Жизненная драма Платона» (1898).

Соловьев считал Россию и славянский мир центром и отправным пунктом вселенской теократии и он настаивал на том, что именно здесь духовная и культурная, социальная и политическая жизнь должна быть отмечена Духом Христовым. Но он все больше ощущал, насколько русская действительность не соответствует этому требованию.

Помимо поэтических произведений, философских трудов и многочисленных критических статей о творчестве Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А.К. Толстого и др., а также трактатов по эстетике, Соловьеву принадлежат переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.

Умер Владимир Соловьев в с. Узкое под Москвой 31 июля (13 августа) 1900.

ПАВЕЛ ФИЛОНОВ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ, ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е. 8 января 1883 - по новому. Родители Филонова, как он сам пишет, - «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец - кучером, а позже - извозчиком.

Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти. Окончил в Москве начальную школу.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 - учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

Свою деятельность начал в Рамони, в имение Ольгино, куда его пригласила принцесса Е.М.Ольденбургская, возглавлявшая Общество поощрения художеств.

В 1905 - 07 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 году был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 году.

К 1910 году относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г. - «первая картина» (по утверждению самого художника) - «Головы.

Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г., «Крестьянская семья», 1914 г., «Мужчина и женщина», 1912 - 13 г.г., а так же - многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) называет «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.

Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 году пишет декорации для постановки трагедии В. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым. В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета», которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет»; осенью 1916 года он мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.

В 1918 году он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений - грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914-15 г.г. (обе - смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею.

Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, т. е. уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается «берлинская стена» изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» - МАИ; в 1927 г. эта группа филоновцев выставляется в Доме печати и участвует в постановке «Ревизора» Гоголя. Позже Филонов курирует работу учеников, иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же - «художник-исследователь», согласно Филонову).

Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки. К этому периоду относятся так же важные работы на холсте, как два варианта «Формулы весны», 1927-29 гг., «Живая голова», 1923 г., динамичное - «Без названия», 1923 г., и «Композиция», 1928-29 г.

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года; похоронен на Серафимовском кладбище.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ - ПЕВЕЦ, АКТЕР, МУЗЫКАНТ

Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире. Во время Второй мировой войны в 1941-1943 гг. жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка Оренбургской области. После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, армянке по национальности.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву. В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке. Он увековечен в его песне «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя. В 1955 году окончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

С 1956 по 1960 год Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети).

Во время учёбы на первом курсе Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.

В 1960-1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма «Вертикаль».

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет», главную роль в котором исполнил Высоцкий.

В СССР по Центральному телевидению в годы жизни Высоцкого не было показано ни одного его концертного выступления или интервью. Всего Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль» и др.

25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие не производилось.

28 июля 1980 года Владимир Семёнович был похоронен на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва - стадионы стояли полупустые.