На выставке «Галерея фарфора» представлена дореволюционная посуда
В музее открылась выставка фарфора, приуроченная к его 3-х-летию.
Об истории и тайнах древнего русского промысла рассказали руководитель музея Л.А. Образцова и члены клуба «Друзья Дома Ольденбургских» - Г.М. Сокольская, А.И. Никульникова, Н.Г. Михина, Т.А. Голубенкова, З.В. Князева, Т.А. Рябчинская.
Изделия русского фарфора представляют собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства России XVIII—XIX веков. История этого художественного промысла очень самобытна и отличается от истории развития этого вида искусства в других странах. Русские мастера создавали уникальный как по цвету и росписи, так и по форме фарфор, уделяя много внимания мелкой фарфоровой пластике.
Императорский фарфоровый завод в Петербурге первым освоил выпуск фарфора в России и был ведущим предприятием в XVIII и XIX веках. На нем изготавливали как обычную посуду, которая, впрочем, отличалась тщательностью росписи и чистыми красками, белизной фарфора, так и предметы по спецзаказу для видных фамилий Санкт-Петербурга и России, по проектам известных скульпторов и художников.
В 1763 году был открыт знаменитый завод Гарднера в подмосковном селе Вербилки. Изделия этого завода отличались разнообразием и предназначались самым различным слоям населения вплоть до обитателей Зимнего дворца в Петербурге. А с 1829 года завод стал выпускать изделия из фаянса, среди которых часто встречались белые, не расписанные предметы крупной столовой посуды. Фаянс начали украшать по новым на тот момент технологиям при помощи печати, а не ручной росписи, что сильно удешевило себестоимость изделий.
В XIX веке появилось еще одно крупное предприятие — завод Попова, который был основан в 1811 году. Кроме утилитарных вещей выпускались и подлинные произведения искусства с архитектурными видами, сценками из жизни, портретами и живописными композициями в росписи.
Кроме крупных предприятий существовало множество маленьких заводиков и артелей, особенно в гжельском районе, без которых, тем не менее, картина описания русского фарфора была бы неполной. Некоторые из этих предприятий существовали пару десятков лет, но оставили после себя прекрасные образцы декоративно-прикладного творчества.
Конец XIX и начало XX веков неразрывно связанны с появлением огромного предприятия по изготовлению фарфора — Товарищество М. С. Кузнецова, которое вобрало в себя многие мелкие заводы и имело представительство во многих городах и селах Российской Империи, таких как Дулево, Гжель, Вербилки, Тверь, Новгород, Харьков и Рига.
На выставке можно полюбоваться дореволюционными тарелками, супницей, блюдом и другими предметами ф. Кузнецова, Гарднера, чашками ф. Храпунова-Новаго, антикварными сервизами. Также представлена кружечка с автографом в.к. Ольги Александровны, блюдце с ее портретом, сахарница с вензелем великой княгини. На выставке «Искусство великой княгини Ольги Александровны» экспонируются акварели с изображением фарфора, который употребляла Ольга Александровна в обиходе и сервиз, расписанный ею и изготовленный Копенгагенской фарфоровой мануфактурой в 40-х гг. ХХ века.
Выставка продлится до 1 декабря 2012 года.
ИЗ ИСТОРИИ ФАРФОРА
Мы знаем фарфор как повседневный, так и праздничный. Он всегда в моде, радует нас и восхищает. Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Дорогой фарфор и антикварный фарфор по-прежнему доступны немногим. Меняется мода, стиль, но фарфор - как и бриллианты - это навсегда.
Кофейник, сахарница, блюдца,
Шесть чашек с узкою каймой
На голубом подносе жмутся,
И внятен их рассказ немой:
Сначала — тоненькою кистью
Искусный мастер от руки,
Чтоб фон казался золотистей,
Чернил кармином завитки.
И щеки пухлые румянил,
Ресницы наводил слегка
Амуру, что стрелою ранил
Испуганного пастушка.
И вот уже омыты чашки
Горячей, темною струей.
За кофием играет в шашки
Сановник важный и седой.
Иль дама, улыбаясь тонко,
Жеманно потчует друзей.
Меж тем, как умная болонка
На задних лапках служит ей.
И столько губ и рук касалось,
Причудливые чашки, вас,
Над живописью улыбалось
Изысканною — столько глаз.
И всех, и всех давно забытых
Взяла безмолвная страна,
И даже на могильных плитах,
Пожалуй, стерты имена.
А на кофейнике пастушки
По-прежнему плетут венки;
Пасутся овцы на опушке,
Ныряют в небо голубки;
Амур не изменяет позы,
И заплели со всех сторон
Неувядающие розы
Антуанетты медальон. (1914 - 1915, Георгий Иванов)
Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете. Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.
Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений.
Лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.
В домах русской знати фарфор появился в XVI веке: его получали в дар от иностранцев или покупали по баснословной цене.
В 1712 году Петр I посетил королевские резиденции Пруссии Шарлоттенбург и Ораненбург, в последней из которых "две палаты убраны ценинной посудой и другими китайскими вещами зело изрядно". Его впечатления и личная заинтересованность способствовали появлению Китайской комнаты Монплезира, а затем возникновению моды на фарфор в аристократических кругах России.
В 1770-е гг. русский двор произвел несколько крупных заказов на зарубежных фарфоровых заводах. В Россию в больших количествах ввозился немецкий - майсенский - фарфор, в основном массового производства, но для приближенных императрицы и высокопоставленных придворных изготавливались уникальные фарфоровые предметы.
Екатерина II постоянно приобретала фарфор при помощи русского посла в Париже И.С. Барятинского, и только в 1779 году он уплатил Севрской мануфактуре 81000 ливров за приобретенные скульптуры работы Буазо. Екатерина II получила в подарок от прусского короля Фридриха II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. Императрица заказала уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» из фаянса.
В 1745 году была создана первая русская фарфоровая мануфактура – Императорский фарфоровый завод. Продукция его предназначалась для нужд двора, предметы расписывались учениками Петербургской академии художеств. Рисунки на первых изделиях утверждались лично императрицей.
Попытки открыть секрет фарфора велись в России с 1718 г. Еще в 1717 году с гончарным мастером Карло Антонио Бонавери был заключен контракт на обучение "четверых человек московских мастерству, как делать посуду глиняную...", а в 1718 году был заключен контракт с мастером Эренбергом о приглашении его на государственную службу в России. Однако лишь в 1746 году талантливый горный инженер Дмитрий Виноградов, изучавший металлургию во Фрейберге, открыл состав русского фарфора на основе гжельской глины. Русский фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу, изготовленному исключительно из отечественного сырья, приближался к китайскому.
Императорский фарфоровый завод
Невская порцелиновая мануфактура в 1765 году была переименована в Императорский фарфоровый завод. Императорский завод должен был по желанию императрицы «удовольствовать всю Россию фарфором».
В те годы Императорский завод тесно сотрудничал с исключительно талантливыми и обладавшими высочайшим мастерством художниками – как иностранными, так и выпускниками Академии художеств. Одни из лучших выпускников Петербургской Академии становились помощниками мастеров Императорского завода, а на технические специальности обычно брали окончивших училище и гимназию при заводе детей заводских рабочих, таким образом, формируя рабочие династии.
Продукция Императорского завода — художественный фарфор, первый фарфор России по времени своего возникновения и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене.
В советское время это был завод ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод).
В настоящее время Императорский завод около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Это чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные блюда, тарелки и т. д. Они изготовлены из твердого, мягкого и костяного фарфора. Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, ручным, механизированным и комбинированным способами, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика. Наряду с изделиями в старинном духе выпускается и новая, экспериментальная продукция: например, скульптурные произведения и роспись Михаила Шемякина по мотивам балета "Щелкунчик".
Юсуповский фарфор
Спустя несколько десятилетий с момента открытия состава русского фарфора его развитию способствовал князь Николай Юсупов – один из богатейших дворян своего времени, знаток и любитель искусств, большой ценитель фарфора. В 1792-1800 гг. князь Юсупов занимал пост директора Императорского завода. Впоследствии в имении Архангельское он организовал известный фарфоровый завод.
Князь Юсупов собрал богатейшую коллекцию европейского и русского фарфора. В коллекции были представлены также образцы юсуповского фарфора, созданные на фабрике князя в Архангельском. На фабрике Юсупова использовалось сырье и труд рабочих Севрской мануфактуры. Предметы, созданные на своей мануфактуре, князь Юсупов не продавал, оставляя у себя для подарков друзьям и знатным гостям. Сегодня собрание юсуповского фарфора в музее-заповеднике «Архангельское» - одно из самых значительных собраний фарфора в России.
Гарднеровский фарфор
В 1766 году была основана фарфоровая частная мануфактура английского купца Франца Гарднера, использовавшая жанровую роспись на формах стиля ампир. Мануфактура была ориентирована на максимально широкий круг потребителей, ее продукция имела свои художественные особенности по сравнению с «императорским» фарфором, приобретавшимся царским двором.
В конце 1770-х гг. были выпущены первые уникальные предметы гарднеровского фарфора. На заводе Франца Гарднера изготавливалась посуда с цветочной росписью, использовавшаяся русскими дворянами. В целом продукция завода отличалась шаблонностью, что объяснялось тем, что выпускавшаяся продукция предназначалась для широкого потребителя. Это была недорогая массовая продукция, расписанная в соответствии с существовавшей модой.
Гарднеровский фарфор возможно отличить по преобладанию пурпурного цвета в декоре, красно-коричневым или пурпурным отводкам краев, наличию пяти цветов в росписи.
В настоящее время производство в Вербилках достигло полной технической зрелости. Этот фарфор уже 235 лет радует разнообразием форм, богатством декорирования, отражая глубину и красоту души коллектива. Индивидуальная работа с покупателями и гибкая система расценок позволила создать широкую сеть сбыта, привлечь крупных оптовых покупателей почти во всех регионах страны. Продукция завода была отмечена Бриллиантовой и Золотыми звездами Союза предпринимателей Америки и Европы.
Кузнецовский фарфор (ныне Дулево)
Терентий Яковлевич Кузнецов, будучи в течение 20 лет совладельцем фаянсового завода в Гжели, основал Дулевский фарфоровый завод, выпускавший изысканные сервизы, которые использовались при российском императорском дворе, а также недорогую доступную посуду. Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году, а в 1843 году сыном Т.Я. Кузнецова - Сидором Терентьевичем - был основан завод в Риге, рабочие для которого были вывезены из Гжели.
В 1870 году Матвеем Сидоровичем Кузнецовым была куплена фабрика Ауэрбаха в селе Кузнецово Тверской губернии. При нем рос завод, ассортимент продукции расширялся. Он включал в себя фарфор, полу-фаянс, майолику: камины, печи, сантехнический фаянс, электроизоляторы. К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75% дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. К началу XX века это уже был крупнейший фарфоровый завод России, один из лучших фарфоровых заводов Европы.
Перед первой мировой войной Дулевский фарфоровый завод был одним из лучших по техническому оснащению в мире. Кузнецов переманивал к себе лучших специалистов: художников, формовщиков, управленцев.
В 1892 году Кузнецов приобрел завод Гарднера в Вербилках. По особому договору на изделиях могло ставиться клеймо фирмы "Гарднер", ее награды и медали, - что помогало сбыту продукции.
В 1902 году Кузнецов получил звание поставщика императорского двора, все выгодные заказы предлагались в первую очередь ему. К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними.
После революции 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Георгий Матвеевич Кузнецов был сослан на Колыму и пропал без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.
Дулевский завод сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом на котором работает около 3-х тысяч человек. И он по-прежнему является одним из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.
Русские фарфоровые заводы
В середине XIX века в России было еще несколько частных фарфоровых мануфактур. Количество фарфоровых и фаянсовых заводов в конце XIX века увеличивалось.
В 1877 г. фарфорово-фаянсовое производство насчитывало 51 завод в 14 губерниях. В 1880 г. фарфор и фаянс производили уже 54 завода в 16 губерниях на сумму 2,804 тыс. руб.
В Черниговской губернии на заводе Миклашевского выпускали вазы с лепными цветами, статуэтки и иконостасы из фарфора. На заводе Попова выпускались жанровые скульптуры народной тематики, на заводе Храпунова выпускался фарфор чисто русской стилистики, на заводе братьев Корниловых – фарфор с высококачественной росписью.
Фарфоровые заводы Батенина и братьев Корниловых в Петербурге выделялись среди частных фарфоровых производств XIX столетия высоким качеством исполнения, богатством форм и декора. В 1811 году купец Ф.А. Девятов построил на Выборгской стороне фарфоровый завод, который три года спустя был приобретен Ф.С. Батениным. А уже в 1818 году предприниматель обзавелся собственным магазином в Петербурге.
Батенинский фарфор, возможно, самый узнаваемый среди огромного числа изделий частных заводов. Роскошные золоченые вазы и сервизы с характерными цветочными букетами и гирляндами стали визитной карточкой предприятия. Но тематическое разнообразие батенинских росписей этим не исчерпывается: здесь и античные сюжеты, и батальные сцены, и портреты членов царской фамилии. Батенинский фарфор пользовался широкой популярностью, чему способствовала и относительно невысокая цена на него - себестоимость. Но лучшие образцы батенинского фарфора получили заслуженное признание и у профессионалов - на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года фарфоровый завод был удостоен Большой золотой медали. Популярность батенинских изделий росла, но пожар 1838 года, уничтоживший все мастерские, положил конец этой яркой странице в истории русского фарфора. Завод закрылся, а все оставшиеся материалы были проданы заводу Корниловых, куда перешли и многие мастера.
Фарфоровый завод Корниловых, во многом ставший продолжателем батенинских традиций, был основан в 1835 году купеческой вдовой М.В. Корниловой в деревне Полюстрово.
В середине 1830-х годов начался новый этап развития русского фарфора - эпоха историзма. Продукция завода соответствовала вкусам времени, чутко реагировала на модные веяния. Предприятие выпускало изделия, имеющие самые причудливые, порой не отвечающие их назначению очертания, делавшие их не слишком удобными в использовании (это касается, например, сервизов).
С середины 1840-х годов в продукции завода нашла развитие народная тема: изображение жанровых сцен из жизни городских торговцев и ремесленников. В росписи часто встречались виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков. В начале 1850-х годов предприятие Корниловых выпустило серию предметов в «русском стиле», а к 1870-80-м тематика декорировки расширилась: появились мотивы древнерусских и византийских орнаментов, сюжеты из русских сказок (например, серия тарелок по рисункам И.Я. Билибина).
В музеях Москвы собрана интересная коллекция фарфора России. В музее-усадьбе Кусково можно познакомиться с прекрасными образцами сервизов с изображениями русских орденов (орденский фарфор, использовавшийся для сервировки на приемах в императорском дворце), с фарфором Императорского фарфорового завода, завода Попова, Гарднера, Кузнецовых, Корниловых.
Гжель. В начале 1800-х годов были найдены светлая серая глина и состав белой фаянсовой массы, русский ученый Д.И.Виноградов открыл состав фарфоровой массы. Сначала возникло производство полуфаянса, изделия из которого, правда, были грубыми и хрупкими. Чуть позже появился первый фарфоровый завод Павла Куликова, от которого и пошло фарфоровое производство Гжели. Со второй половины 20-х годов уже многие изделия расписывали только синей краской.
Как и прежде художники расписывают фарфор только вручную, что придает всем изделиям – начиная от уникального художественного фарфора, заканчивая массовой тиражной продукцией – уникальный характер. В мотивах росписи все также преобладают растительные орнаменты, листья, декоративные цветы, простые геометрические формы, в скульптурах и статуэтках используются простые бытовые сюжеты и сюжеты из классических русских литературных произведений.
Что может быть прекрасней Гжели!
Ее фарфоровых изделий
И чайничков, и самоваров, кружек,
И блюд, забавнейших игрушек,
Лепных подделок расписных,
Горшочков, досочек чудных…
Своими мы руками готовили их сами.
Под кисточкой волшебной –
Синие сады, расцветают розы
Дивной красоты,
Лебеди качаются на речных волнах,
Хороводы девушки водят на лугах.
Синие на белом - ярко и красиво.
Это вам, на память,
Чтобы жить счастливо!
Советский фарфор
Накануне революции и в первые годы после ее свершения интерес коллекционеров к фарфору усилился. В 1920-е гг. в искусстве размывались и исчезали жанровые границы: поэты увлекались авиацией, писатели становились фотографами, живописцы - дизайнерами мебели. Поскольку работа с фарфором помогала наиболее быстрым способом реализовывать идеи в области живописи и пластики, этим материалом увлекались тогда знаменитые художники: Кандинский, Малевич, Петров-Водкин, Чехонин, Татлин и другие. Они расписывали сервизы и отдельные предметы плакатными элементами, графическими индустриальными образами, картинками в пролетарском стиле. При создании агитационного фарфора использовались и такие элементы, как советская символика: герб, орнаменты, коммунистические лозунги.
В музее-усадьбе Кусково представлена коллекция советского агитационного фарфора 1920-х гг. В Музее декоративно-прикладного и народного искусства также собрана интересная коллекция агитационного фарфора.
В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов.
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой и так далее.