В музей поступил новый экспонат – портрет княгини М.В.Воронцовой художника С.Н.Зарянко.
В музей поступил новый экспонат – портрет княгини М.В.Воронцовой художника С.Н.Зарянко. Он интересен тем, что светлейшая княгиня была близка к царскому двору. Водила дружбу с великой княгиней Марией Николаевной – матерью принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Портрет подарила в музей бывшая учительница Рамонской средней школы № 1 (ныне лицея) Евгения Павловна Стрельцова.
О художнике
Сергей Константинович ЗАРЯНКО (1818-1870)
"Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека". Так писали в обзоре выставки 1850 года о портрете скульптора Ф. П. Толстого.
Сергей Константинович Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х годы, глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. Присущее Зарянке особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова.
Занимаясь в середине 1830-х годов в Петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и числясь его учеником, Зарянко в то же время продолжал традиции Венецианова. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался и в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Вначале он изображал разные интерьеры.
Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал "Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-41). (Училище правоведения основал принц П.Г.Ольденбургский). В 1843 году на очередной академической выставке появился "Внутренний вид Петропавловской церкви". Тогда же художник написал значительный по размерам "Вид внутренности Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари.
После завершения картины Зарянко "был почти слеп от годового слишком многосложного труда", который все же не пропал даром и принес ему звание академика.
Интерьеры художник будет писать и в 1850-е годы, хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись.
В 1843 году Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище.
Осенью 1846 года художника переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 года - Константиновский кадетский корпус).
В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты: знаменитого оперного певца О. А. Петрова (1849), А. С. Танеева (1853), петербургского "городского головы" И. П. Лесникова, Н. В. Сокуровой (оба 1854), С. М. Голицына (1857), семьи Турчаниновых, Латкиных (в интерьере, 1850-е). В 1853 году художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в Академии Художеств. В январе 1856 года он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В. Г. Перов, В. Е. Маковский и другие.
Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-60-х годов, в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянке напряженно работать. Скончался он скоропостижно.
О картине
Портрет княгини М. В. Воронцовой.
1851 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло 146,4 х 120,5
Все работы Сергея Николаевича Зорянко отличаются просто фотографической точностью. На портрете княгини М.В.Воронцовой, задумчивая красивая женщина, сидящая на оттоманке. Он написан на пике популярности художника. В нем проявились характерные черты живописной манеры Зарянко, унаследованные от венециановской школы. Он в свойственной ему манере удивительно точно выписывает мельчайшие детали платья и прически княгини Воронцовой, натуралистично передает лицо и открытые части тела модели портрета.
Изображенная на портрете княгиня МАРИЯ Васильевна Воронцова (1819-1895), урожденная ТРУБЕЦКАЯ, после смерти первого мужа СТОЛЫПИНА АЛЕКСЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА (1805-1847) (один сын) в 1851 году вторично вышла замуж за светлейшего князя, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта С.М. ВОРОНЦОВА (1823-1882), участника Кавказских походов.
Отец-ТРУБЕЦКОЙ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1776-1841). Князь. Генерал-адъютант (1807). Участник всех войн первой половины XIX века.
Мария Васильевна хотя и принадлежала по отцу к старинному дворянскому роду, однако, ходили слухи, что мать ее, красавица Вейс, «в молодости входила в труппу бродячих шутов и плясала по ярмаркам на канате». Тем не менее, княжна к выбору мужей относилась чрезвычайно разборчиво.
По-видимому, первый супруг княжны гусарский полковник А. Г. Столыпин, безвременно скончавшийся в молодых годах, не вполне удовлетворял ее тщеславию, и, овдовев в 1847 году, она, при поддержке двора, хотела сблизиться с князем А. И. Барятинским, находившегося в ту пору в Петербурге в ореоле кавказского героя. Однако судьба распорядилась по-своему. В Марию Васильевну влюбился светлейший князь С. М. Воронцов, флигель-адъютант и сын кавказского наместника, четырьмя годами моложе ее, и стал вторым ее мужем. После окончания Крымской кампании (С. М. Воронцов был участником обороны Севастополя и получил контузию) супруги перебрались в Петербург.
Впрочем, княжеская чета не заживалась долго на одном месте. Помимо «прелестного дома на Крюковом канале», как выразился о нем один из современников, семья владела дачей в Крыму (знаменитая Алупка), домом в Париже, дачей на Женевском озере, виллой в Ницце, виллами в Сорренто и Флоренции, где Воронцовой нередко случалось принимать императоров и королей. К этому надо прибавить еще один дом на Малой Морской, 14, с известным на весь Петербург погребом крымских вин из собственных виноградников князя. Особняк М.В.Воронцовой на Мойке, 106 впоследствии был куплен к свадьбе великой княгини Ксении Александровны, сестры великой княгини Ольги Александровны Ольденбургской.
После смерти супруга, скончавшегося в 1882 году, Мария Васильевна не изменила своим привычкам и продолжала путешествовать по Европе, и даже вышла замуж в третий раз за итальянца, с которым познакомилась за границей.
Скончалась княгиня Воронцова в 1894 году.
Упоминается в повести Л.Н.Толстого "Хаджи Мурат".
Интересный архивный документ рассказывает об аристократических святках, в которых принимала участие светлейшая княгиня Мария Воронцова.
Аристократические святки / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Е. Л. Яценко // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 71—77.
Подлинник документа хранится в РО ГЛМ (Ф. 231. Оп. 1. Ед. хр. 34), напечатан типографским способом на французском языке. Курсивом выделены Августейшие особы, вписанные в программу рукой не установленного лица. В примечаниях титулы, звания и должности приведены, по возможности, по состоянию на 1837 год.
Публикуемый документ дает представление о святочном развлечении петербургской аристократии — это программа бал-маскарада 6 января 1837 года в китайских костюмах. В своих записках королева Вюртембергская Ольга, дочь Николая I, упоминает об этом “...китайском маскараде, третьем и последнем так называемом “бобовом” празднике. Все были в китайских костюмах. Высокозачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем. Бобовой королевой была старая графиня Разумовская, выглядевшая в своем костюме замечательно. Королем был старый граф Пальфи, венгерский магнат, … очень веселый старик...” Всего, согласно программе, в маскараде принимали участие семь особ Императорской фамилии и 118 членов высшего петербургского общества (где упоминается княгиня Воронцова), причем некоторые семейства были представлены и родителями, и детьми, например, Адлерберги, Барятинские, Бенкендорфы, Виельгорские, Волконские, Нессельроде, Опочинины, Трубецкие, Фредериксы.