«Боже, до чего она прекрасна . . .»
В музее состоялся вечер, посвященный творчеству русского художника Сергея Константиновича Зарянко. Ученик Венецианова, он в 1838 году закончил Петербургскую академию художеств.
В 1842 году Сергей Константинович представил широкой публике картину «Вид залы Училища правоведения с группами учителей и воспитанников», привлекшую к себе внимание. В этом произведении впервые проявилась тяга художника к портретному жанру. Позднее ее положительно оценил известный художественный критик В.В. Стасов, который был одним из тех студентов-правоведов первого выпуска изображенных на полотне. (Прим. Училище правоведения было основано в 1835 году принцем П.Г. Ольденбургским).
Сергей Зарянко считался самым популярным петербургским портретистом. Художнику приписывалось создание нового рода портретной живописи, «которую можно назвать родом пластической действительности». В дальнейшем живописец все большее внимание уделял тщательной живописной разработке формы и фактуры предметов, достигая иллюзорного впечатления. Характерными являются портреты М.В. Воронцовой (1851), А.П. Лесниковой (1854), Н.В. Сокуровой (1854).
Всего написано им до сотни портретов, из которых считались наиболее достойными внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его великим князем, портреты Турчанинова, Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик, г-жи Лапиковой, графа А. А. Закревского, графа И. М. Толстого, князя С. М. Голицына, П. А. Тучкова, графа С. Г. Строганова, графа П. А. Шувалова и графа В. А. Адлерберга.
"Портрет княгини М.В. Воронцовой» художник написал на пике своей популярности. В этой работе проявились характерные черты живописной манеры Зарянко, унаследованные от венециановской школы.
Изображенная на портрете княгиня Мария Васильевна, урожденная Трубецкая, после смерти первого мужа А.Г. Столыпина (1847 г.), вторично вышедшая замуж (1851 г.) за князя С. М. Воронцова, была близка к царскому двору. Водила дружбу с великой княгиней Марией Николаевной (Прим. Матерью принцессы Евгении Ольденбургской).
Зарянко в свойственной ему манере удивительно точно выписывает мельчайшие детали платья и прически княгини Воронцовой, натуралистично передает лицо и открытые части тела модели портрета.
Вот отзывы: «Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека».
«Наверное, на компьютере это не так хорошо видно, но в жизни этот портрет неотличим от фотографии - складки платья княгини выписаны настолько реалистично, что, кажется, они вот-вот выпадут из рамы, ткань такая живая и настоящая, что так и хочется подойти и потрогать, блеск на деревянном кресле настолько выразителен... В общем, 3D кино отдыхает, это точно».
Княгиней восхищались и поэты.
Портрет светлейшей княгини М. В. Воронцовой...
Алексей Вронский
Тонкой, белой, стройной шеи линия
Переходит в хрупкое плечо.
Грудь спокойна. Кожа - словно лилия,
От тумана влажная еще.
Губы чуть улыбкой легкой тронуты,
В уголках тепло и доброта.
А глаза – воистину, как омуты,
Женских чувств непознанных врата.
Ни кольца, ни украшенья лишнего.
Кипенью черемухи в цвету
Платье... Чем украсишь от Всевышнего
Данную в подарок красоту?
Легкая накидка цвета красного -
Сброшенные юности мечты...
Боже! До чего ж она прекрасна!
Временами, чудится, - как ТЫ.
...
В Третьяковке, у портрета Воронцовой,
Я стою подолгу иногда.
Люди покидают этот мир, но снова, снова, снова,
Нас тревожит лиц,
Чувств и мыслей
Красота!
С 1850 по 1894 гг. княгиня Воронцова жила во дворце на Фонтанке, который впоследствии купил великий князь Александр Михайлович, женившись на великой княгине Ксении Александровне, сестре Николая II (Прим. И сестре великой княгини Ольги Александровны Ольденбургской).
Во второй части вечера состоялась презентация двух книг о подарочных, наградных и призовых часах Российской империи, присланных в музей коллекционером из Москвы Владимиром Юдкевичем.
На вечере побывили дарительницы Мария Ивановна Попова и Татьяна Александровна Саушкина.