
Дворец Принца А.П. Ольденбургского в Старой Гагре
Принц Александр Петрович Ольденбургский был с первого взгляда очарован Гагрой. Неизведанная жемчужина в обрамлении гор, казалось, таила в себе все мыслимые обещания земного рая. Как только были осушены болота, открылись достоинства здешнего климата: теплый воздух, в котором смешалась горная свежесть, морские бризы и хвойный аромат; земля, на которой могли вырасти самые диковинные растения из субтропических регионов; и, наконец, древняя история. Сколько веков просуществовало это поселение, сколько чужестранцев провожало и встречало, терпя очередные войны, а ведь ему должно было стать земным раем, бесконечно красивым, сочетающим первозданность и рукотворность.
Александр Петрович понял это сразу - принял сердцем, - а уж когда вместе со здешним лесничим осмотрел заповедные леса, окончательно уверился в решении: Гагра станет российской Ниццей, не уступающей ни Альпийской Швейцарии, ни средиземноморским курортам Франции!
В столице империи его, человека смелого и деятельного, почитали за чудака: он мыслил глобально, был строг, но уважал и ценил людей. Как вспоминал о нем генерал Н.А. Епанчин, "принц был благородный человек, не способный к интригам". Делом жизни Ольденбургского было развитие в России биологии и медицины. Как основатель и попечитель Института Экспериментальной Медицины он и прибыл впервые в Абхазию.
Однако приступить к всесторонним исследованиям и облагораживанию выбранного для будущего курорта участка оказалось невозможным: на землю в Гаграх претендовал Ново-Афонский монастырь, что не позволяло частным лицам приобретать участки земли. Вопрос решился только в 1901 году, после чего в Гагры прибыла экспедиция инженеров, архитектором и землемеров, а уже в 1903-том состоялось торжественное открытие курорта.
"Истинная пламенная мечта принца, пока тщательно скрываемая от всех, заключалась в том, что он здесь, на Черноморском побережье, внутри Российской империи, создаст маленький, но уютный остров идеальной монархии, царство порядка, справедливости и полного слияния монарха с народом и даже народами. (Словно нарочно, для удобства эксперимента, берег был богат многообразием чужеродцев.) И вот выросли на диком побережье дворцы и виллы, на месте болота разбит огромный "парк с насаждениями", как он именовался, порт, электростанция, больница, гостиницы..." (Ф. Искандер, "Санро из Чегема").
Дворец Его Высочества был заложен чуть раньше, в 1898 году. Проект предположительно создал архитектор И. Г. Люцедарский. За четыре года было возведено основное здание, но усовершенствования продолжались вплоть до 1914 года, когда Ольденбургский в последний раз побывал в Гагре.
Идея была довольно смелой - возвести каменное здание на склоне горы напротив пристани. Фундамент не выдерживал и дважды давал трещины.
По семейной легенде Адиле Аббас-оглы, после безуспешных попыток заложить здание дворца принц Ольденбургский пригласил к себе ее деда, иранца-строителя Яхью Аббас-оглы: "После короткой беседы дед согласился построить дворец к сроку, указанному принцем, и получил часть денег для начала строительства. Условились: если дворец не будет закончен в срок, то все денежные расходы лягут на деда. Яхья немедленно приступил к делу.
Заказчик был доволен успешным ходом строительства, но для завершения работы надлежало выдать оставшуюся часть денег, которых, очевидно, у принца не было. Деду пришлось добывать деньги у друзей и знакомых, и дворец был выстроен в срок. Однако принцу не хотелось платить по договору.
Возникло и еще одно осложнение. К этому времени авторитет деда возрос, ему удалось заслужить всеобщее уважение. Этим был весьма недоволен кутаисский губернатор, который ревниво относился к чужим успехам. По поводу строительства Очамчирского участка Новороссийске-Батумского шоссе они с дедом сильно поссорились. Деду угрожал арест. Оба неприятных обстоятельства вынудили его отправиться в Петербург с жалобой. Поездка заняла несколько недель, но увенчалась успехом. Как хороший специалист, дед был награжден Николаем II золотой медалью «За усердие» и грамотой. Принцу Ольденбургскому пришлось вернуть долг". (А. Аббас-оглы, "Не могу забыть")
Факт участия Яхьи Аббас-оглы в строительстве дворца не подтвержден документально, но оно вряд и может вызвать сомнения: слишком уж порядочным и открытым был этот человек.
Но вернемся к истории Александра Петровича Ольденбургского. Досадная история со строительством фундамента могла быть лишь следствием недопонимания между заказчиком и строителем и непримиримости самого принца ко всяческой безхозяственности и беспорядку. В конце концов, он действительно любил Гагру и безмерно уважал традицию людей, здесь живших. Князь Т.З. Инал-Ипа вспоминал, что Его Императорское Высочество "создал <в Гаграх> царство порядка, справедливости и красоты" и при этом старался поддерживать с местными жителями всех национальностей дружеские отношения, понимая, что судьба его детища - в их руках.
Что ж, по прошествии ста лет Гагра все еще помнит и ценит заботу и колоссальный труд, вложенные в ее создание. Именем А.П. Ольденбургского назван заложенный им субтропический парк, простирающийся от подножия дворца до изящной каменной колоннады, а дворец Александра Петровича по-прежнему является одним из красивейших архитектурных комплексов города.
Он был задуман как двухэтажное здание в стиле северного модерна с многочисленными балконами, с которых открывался великолепный вид на гагринскую бухту. Электричество подавалось во дворец с электростанции, расположенной неподалеку на реке Жоэквара. Здание было оборудовано всеми новейшими достижениями техники, а подвалы были настолько сухими, что зерно в них хранили прямо на каменном полу.
Во дворце гостили великие князья и император Николай II с семьей, а также представители немецкой ветви Ольденбургских.
Принц собрал во дворце большую коллекцию картин, среди которых были полотна Айвазовского, Щедрина, Брюллова и Левитана, а также Ботичелли, "Возвращение Иоакима к пастухам" Джотто ди Бондоне, "Благовещение" Мартини и многие другие. Отдельный зал занимали копии работ итальянской школы. Кроме того, для дворца были приобретены пейзажи Гагры и окрестностей, принадлежавшие кисти местных художников. К сожалению, коллекция исчезла после отъезда принца в 1914 году, и дальнейшая судьба ее неизвестна.
В марте 1912 года по поручению Комитета выставки "Русская Ривьера" из Петербурга на Черноморское побережье Кавказа для проведения съёмок в натуральных цветах "со всего достопримечательного на Черноморском побережье" выехал пионер цветной фотографии в России С.М. Прокудин-Горский. В В результате поездки было подготовлено свыше шестидесяти цветных диапозитивов, многие из которых запечатлели виды Гагры.
После национализации дворец был превращен в санаторий им. Сталина, и просторные комнаты были поделены на маленькие номера.
В более позднее время санаторий был переименован в "Чайку". В конце 1980-тых из-за здание, отнесенное к памятникам архитектуры, было закрыто на реконструкцию, но война 1992-1993 года надолго приостановила реставрационные работы в бывшем дворце.
На протяжении пятнадцати лет находящееся на балансе государства здание ветшало и уничтожалось вандалами: один за другим были разбиты камины (видимо, в них надеялись найти клады), растаскивалась великолепная глиняная черепица, изготавливавшаяся еще на заводе Н. Смецкого по марсельской технологии.
Привлечь средства для восстановления в условиях экономической блокады представлялось невозможным.
В настоящее время дворцовый комплекс, включая бывший корпус пансионата "Скала" с остроконечными башенками, приватизирован. Проведены работы по расчистке зарослей и вывозу мусора. Активными темпами ведется восстановление кровли и заливка перекрытий.
Разумеется, это только первый этап в проекте, требующем колоссальных средств и сил, но дворец принца Ольденбургского рано или поздно должен предстать в своей первоначальной красоте, и ради этого стоит подождать.
Книги об Абхазии:
Э. Анненкова, Ю. Голиков. "Гагра - черноморская Ницца. История основания";
А. Аббас-оглы. "Не могу забыть" (или новая редакция книги - "Моя Абхазия... Моя судьба").