"Милый Костя"

"Милый Костя"

Автор: Людмила Образцова
Многим рамонцам хорошо известно стихотворение о Рамони, написанное Великим князем Константином Константиновичем Романовым, гостившем в рамонском имении у своей кузины Евгении Максимилиановны Ольденбургской:

Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонъ хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.

Когда точно Великий князь побывал в Рамони, установить не удалось, но можно предположить, что он одним из первых (если не первый) поэтически обратился к красоте Рамони. Что же известно о жизни и творчестве Великого князя? Об этом красноречиво говорят архивные документы…

Константин Константинович Романов был одним из внуков российского государя Николая I. Он родился 10 (22) августа 1858 года. С детства его готовили к морской службе. С ним занимался представитель славной морской династии Н. А. Зеленой. Впервые он совершил путешествие по Балтийскому морю под руководством начальника морского училища, контр-адмирала В. А. Римского-Корсакова. Свою службу начал в 1876 году в составе экипажа «Светлана». Участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. Был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Впоследствии служил в Измайловском и Преображенском полках, носил звания флигель-адъютанта и генерал-лейтенанта, занимал посты главного начальника военно-учебных заведений, председателя Императорской Академии наук и многие другие. Это был искренний и честный человек.

Большим увлечением Константина Константиновича была поэзия. Однако родственники не считали увлечение «милого Кости» чем-то серьезным. Сам же он считал, что призвание поэта для него «высшая и святейшая из обязанностей». Он писал: «Сам себя я считаю даровитым и много жду от себя, но, кажется, это только самолюбие и я сойду в могилу заурядным стихотворцем. Ради своего рождения и положения я пользуюсь известностью, вниманием, даже расположением к моей Музе. Но великие поэты редко бывают ценимы современниками. Я не великий поэт и никогда великим не буду, как мне этого ни хочется».

Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно до конца
И что во славу Матушки-России
Священный подвиг совершу певца.
Я всю любовь, все лучшие стремленья,
Все, что волнует грудь в ночной тиши,
И все порывы пламенной души
Излил в свои стихотворенья...

Его вдохновляла природа, цветы, пение птиц, улыбки женщин, шорохи летней ночи.

Взошла луна...
Полуночь просияла,
И средь немой, волшебной тишины
Песнь соловья так сладко зазвучала,
С лазоревой пролившись вышины.

Он публиковался под псевдонимом «К.Р.». Под этим же псевдонимом известны два его сборника стихов. После их выхода Константин Константинович получил одобрительные письма от А. Фета, А. Майкова, И. Гончарова - известных поэтов и литераторов. Творческая дружба связывала Великого князя с композитором Петром Ильичом Чайковским, который сочинил несколько романсов на его стихи.

Растворил я окно, - стало грустно невмочь,
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.

Эта дружба давала много уму и сердцу поэта. Когда композитор умер, Константин Константинович тяжело переживал потерю друга. Он писал: «В эту минуту получил телеграмму из Москвы от Модеста Чайковского: Петр Ильич в три часа ночи скончался. Сердце больно сжимается. Я любил его и почитал как музыканта. Мы были в хороших, сердечных отношениях, мне будет недоставать его».

Супругой Константина Константиновича была немецкая принцесса Елизавета-Августа-Мария-Агнесса Саксен-Альтенбургская, получившая в России имя Мария Маврикиевна. Он называл ее ласково «Лилинькой», а родственники грубовато - «Маврой». Милая и улыбчивая Лилинька покорила поэтическое сердце Константина. Ему казалось, что рядом с ней будет уютно и светло. Она оказалась заботливой супругой, подарившей мужу прекрасных детей - Иоанна, Гавриила, Татьяну, Константина, Олега, Игоря, Георгия, Наталью и Веру - «Константиновичей». Однако стать мужу душевным другом она не смогла. А это было так необходимо поэтической натуре Великого князя! Елизавета оказалась приземленной женщиной и слишком простой. Через несколько дней после женитьбы он записал в дневнике: «Со мною у нее редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места... В ней есть подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, кажущимися мне не стоящими никакого внимания... Часто мною овладевает тоска».

Константин Константинович любил и благотворил Ф. М. Достоевского, несколько раз встречался с ним, слушал чтение его произведений в авторском исполнении. Своей супруге не раз рассказывал о нем, старался по-немецки подробно передать смысл русского текста, но однажды заметил, что Елизавета при чтении задремала. Он испытал потрясение.

Но нет, пусть ум твердит свое!
Душа с рассудком не мирится,
Им сердце бедное мое
Тоской и злобою томится.

Одиночество души скрашивали стихи и переводы. Им блестяще были переведены на русский язык «Мессинская невеста» Шиллера и «Ифигения в Тавриде» Гете. Более десяти лет Великий князь работал над переводом шекспировского «Гамлета». Он в совершенстве знал английский, но качество перевода не всегда ему нравилось. Он просил помощи у своих европейских друзей объяснить точное значение тех или иных слов, пока в результате этой работы в 1900 году «Гамлет» был издан в его переводе, кото­рый до сих пор является одним из самых лучших.

В этом же году при Академии наук К. Р. организовал Отделение изящной словесности. Среди по­четных академиков были Л.Толстой, А. Чехов, В. Короленко, В. Соловьев. Он трепетно относился к русскому языку. В семье он требовал, чтобы дети говорили по-русски. У них были русские няни.

Еще более десяти лет он изучал богословие. Его консульти­ровали лучшие специалисты по библейской истории. Знал, что силы дает только вера в Бога:

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Константин Константинович написал драму «Царь Иудейский», которая была поставлена в Эрмитажном театре в 1914 году.

Он был очень чувствительным человеком. Когда в начале 1-й мировой войны был смертельно ранен его любимый и талантливый сын Олег, вдовствующая императрица Мария Федоровна сокрушалась, что «Костя такой тонкий, такой впечатлительный, - сможет ли он выдержать этот жестокий удар?» Однако через девять месяцев семью постигло новое горе - муж старшей дочери Татьяны пал в бою. Сердце Великого князя, христианина, поэта не выдержало и через две недели 2 (15) июня 1915 года он тихо скончался в Павловске. Было ему 57 лет.

Он похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.

Надгробная плита на его могиле восстановлена в 1997 году на средства зарубежных кадетов.