Принцесса Е.М. Ольденбургская

Принцесса Е.М. Ольденбургская

Автор: Людмила Образцова
Источник: Из книги "Ольденбургские", Воронеж, 2006 г.

В 1868 году принц Александр Петрович Ольденбургский повторил историю деда Георга, породнившись вновь с домом Романовых, когда женился на Евгении Максимилиановне Лейхтенбергской. Она родилась 20 марта 1845 года и была дочерью Максимилиана (Эжен-Жозеф-Огюст-Наполеон) Богарне, герцога Лейхтенбергского (1817-1852) из Баварии и Великой княгини Марии Николаевны (1819-1876) от первого брака, дочери Николая I.

Ее прабабушкой со стороны отца была французская императрица Мария-Франсуаза-Жозефина, урожденная Таше де ля Пажери (1763-1814), супруга Наполеона Бонапарта.

Максимилиан был сыном Евгения (Эжена) Богарне, сына Жозефины от первого брака, пасынком Наполеона. Полное имя Евгении звучало так: Ея Императорское Высочество принцесса Ольденбургская, урожденная княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.

Эжен Богарне активно участвовал в наполеоновских войнах. В 1812 году во время войны с Россией произошел интересный случай. Когда французская армия приблизилась к стенам знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, французы устроили привал. Ночью Эжену приснился сон, в котором святой Савва просил его не разрушать монастырь. Он предсказал, что Россия будет второй родиной потомков Эжена. Утром обескураженный француз приказал оставить обитель, и монастырь был спасен.

Пророчество Саввы сбылось, когда младший сын Эжена Максимилиан в 1837 году переехал в Россию, женился и с Россией связал всю оставшуюся жизнь. В 1839 году император пожаловал ему титул Императорского Высочества, позже даровал потомкам герцога титул и фамилию Романовских, а затем включил их в список Российской Императорской фамилии. Таким образом, эта ветвь императорского Дома носила два титула – герцогов Лейхтербергских и князей Романовских.

Максимилиан помимо военных занятий, был известен научными разработками в области гальванопластики и электрохимической металлургии, основав в Петербурге гальванопластический завод. За свои научные труды он был избран членом Петербургской академии наук. Максимилиан принимал участие в строительстве первых российских железных дорог. Он возглавлял Императорскую Академию художеств. Этот пост после его смерти заняла Мария Николаевна.

В детстве дочь Евгению Максимилиановну и ее старшую сестру Марию воспитывала Елизавета Андреевна Толстая, приходившаяся известному писателю Льву Николаевичу Толстому (1828-1910) двоюродной тетушкой. Зимой 1857 года Толстой встретился с 12-летней Женей в Женеве. Позже в письме он писал: « Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление...". ( ПСС, М., 1984, т.19, с.35).

Через несколько лет супружеской жизни, в 1879 году, Евгения Максимилиановна получила подарок от дяди императора Александра II - одно из красивейших мест Воронежской губернии имение Рамонь с сахарный заводом. Из Петербурга на торжества прибыли высокие гости. На холме, близ завода, установили дарственный памятник с надписью: «Император Александр П. Е.И.В. Е.М.Ольденбургской жалует имение Рамонь с сахарным заводом. Бомарзунд. 1879. Июня 27 дня».

Заметим, что прежде имение Рамонь и сахарный завод принадлежали отставному капитану из рода воронежских фабрикантов Ивану Ивановичу Тулинову (1754- после 1827). Именно при нем в 1840 году был основан Рамонский сахарный завод. Следующей владелицей стала Анна Ивановна Шелле (1792-1872). По раздельному акту значилось, что она получила «село Рамонь с крестьянами, коих 283 души мужского пола с землею и лесом, свеклосахарным и стеариновым заводами…».

Через несколько лет имение пришло в упадок и в 1863 году было продано генерал-лейтенанту Н.С.Ограновичу и подполковнику Лепарскому. В 1873 году завод приобрела помещица Вельяминова, а в 1979-м имение с сахарным заводом отошло к царскому двору.

У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Она развернула активную хозяйственную деятельность: реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузорную систему, машинную паровую технику. Производительность его к началу ХХ века составила 150 тысяч пудов сахара в год. Она открыла рафинадный цех, а в 1900 году – «Рамонскую паровую фабрику конфет и шоколада». Из столицы прибыли высококвалифицированные мастера-кондитеры. В качестве подсобных рабочих использовали рамонских крестьян и подростков. Производство быстро расширялось. Шоколад «Спорт», «Детский», «Рябиновый», «Здоровье», мармелад «Империал», конфеты с витиеватыми названиями «Гренадинъ», «Гуайява», «Манго», «Шедевръ», а также «Русские герои», леденцы, молочная помадка и многие другие изделия составляли ассортимент конфетной фабрики. По прейскуранту 1906 года она вырабатывала свыше 400 их наименований. За границей продукцию отмечали высокими наградами. В 1903 году на выставке в Лондоне конфеты были удостоены золотой медали, а впоследствии – серебряной и бронзовой медалей в Брюсселе и Париже. Фабрика также завоевала высшую награду – «GRAND PRIX».

Евгения Максимилиановна протянула железнодорожную ветку Рамонь-Графская (1901), необходимую для сбыта продукции и перевода завода на уголь, построила образцовые конюшни, открыла начальную школу, лечебницу, оборудовала псарню со штатом собаководов, с лечебным и родильным отделениями для собак. Но, самое главное, в период с 1883 по 1887 годы возвела дворец в романтическом староанглийском стиле. Стены метровой толщины укладывали из красного «пяточного» кирпича. С особой любовью она отделала библиотеку – свое любимое местопребывание. Старожилы рассказывали, что Евгения Максимилиановна собственноручно выжгла в трех углах одной из комнат семейные инициалы – А.Е.П. – Александр, Евгения, Петр. Впрочем, этот факт подтверждала и надпись на шестигранной плитке: «1887. Февраль, март, апрель, май. Рисунки составлены А.М.Аббель, выжжено Евгенией, пр. Ольденбургской, фон сделан фрейлиной А.Л.Шиповой, полковником А.Ч.Ганикс». Добротная мебель, изысканные обои и шторы говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Рядом с дворцом располагались свитские номера, где расселялась свита во время приезда Ольденбургских и их гостей в имение. Перед дворцом располагались фонтан, а также сквер из декоративных деревьев и кустарников. С восточной стороны – каменная лестница, заканчивающаяся фонтаном, вела к заводу и реке. На арке ворот, выполненных из того же кирпича, установили часы швейцарской фирмы «Винтер». Они отбивали каждые четверть часа. На территории дворца цвели цветы, был оборудован грот, а над ним экзотическая рыбка, изо рта которой текла струйка воды.

Из Европы были вывезены и запущены в огражденный участок леса одиннадцать оленей с целью разведения и организации на них охоты. Впоследствии они стали родоначальниками ныне действующего стада оленей в Воронежском государственном биосферном заповеднике.

В конце Х1Х века вышел «Путеводитель по живописным местам России» (Спб., 1898). В нем говорилось: «Рамонь – один из прелестнейших уголков, достойных внимания всякого путешественника. Великолепный царский дворец, отличающийся необычной простотой, но в то же время большим вкусом и изяществом. С башенок дворца открывается со всех сторон чудный ландшафт: у подножия дворцового парка, в нескольких саженях от правого берега, виднеются постройки свеклосахарного завода, далее через реку, на левом берегу, в чаще находится зверинец. С противоположной стороны дворца, с той же башни, ваше око любуется образцово устроенной народной школой и больницей, далее советуем заглянуть в японский павильон и образцовые конюшни».

Однажды в Рамони у Ольденбургских гостил Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915). Это была интересная личность. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., командир лейб-гвардии Преображенского полка, генерал от инфантерии, президент Академии художеств, действительный член Императорских обществ поощрения художников и Русского музыкального, Председатель комиссии по вопросу о русском правописании при Академии наук, основатель женского педагогического института в Петербурге, он был еще и известным литератором, публиковавшим свои стихи под псевдонимом К.Р. – Константин Романов. Он считал поэтическое творчество главным в своей жизни. Искренние, простые чувства дружбы, любви, радости, счастья, восторга выражали суть его поэтического дарования.

Будучи в Рамони, он не остался равнодушным к красоте природы и гостеприимству хозяев и написал стихотворение.

Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше и краше
Гор, оврагов, озер и полей
Дорогое радушие ваше
С простотой деревенской своей.

Принцесса Ольденбургская скупала соседние земельные участки. Она платила по найму на один рубль больше, чем местные помещики, которые не выдержали конкуренции и продали свои земельные участки принцессе. Таким образом, она увеличила площади имения в пять раз.

В Петербурге Евгения Максимилиановна вела большую культурно-просветительную и общественную деятельность. Она была попечительницей Комитета сестер милосердия Красного Креста, в 1893 году получившего название «Община св. Евгении», Максимилиановской лечебницы, председателем Комитета Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Императорского минералогического общества, Общества поощрения художеств. Она устраивала художественные выставки, конкурсы, помогала художественным школам. Ее поддержку получили художники В.М.Васнецов и А.Н.Бенуа. Она высоко ценила Н.К.Рериха. Под ее руководством общество устраивало в пригородных частях столицы, где были сосредоточены фабрики и заводы, особые отделения рисовальной школы для художественной подготовки лиц ремесленного сословия. Евгения Максимилиановна выработала положение об устройстве художественно-промышленных мастерских, учредила художественно-промышленные конкурсы, расширила музей общества. В результате художественно-промышленное преподавание в рисовальной школе значительно улучшилось. Стал выпускаться сборник художественно-промышленного рисунка.

Не исключено, что обертки и фантики рамонских конфет были выполнены учащимися художественно-промышленных школ. Их уровень исполнения был высок.

Выпускались также рекламные этикетки с изображением миловидных дам или здания конфетной фабрики и давались реквизиты. Расписывали металлическое коробки для упаковки «Монпансье».

«Общество Святой Евгении» имело свое издательство. Оно одним из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За двадцать лет существования (1897-1917) Общество изготовило 6500 их наименований общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Акварельные изображения выполняли известные художники – И.Е.Репин, А.Н.Бенуа, К.Е.Маковский и другие. Вышла серия открыток с репродукциями из Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Эрмитажа. Иногда авторами становились известные и малоизвестные фотографы. Некоторые открытки отображали виды Рамони. Выдающуюся роль открыток отметила общественность.

В Воронеже Евгения Максимилиановна возглавила губернское благотворительное общество. В 1894 году она была почетной гостьей на открытии Воронежского губернского музея. В это же время она покровительствовала Задонской ремесленной школе. При открытии Конь-Колодезьской сельскохозяйственной школы (1899) была учреждена стипендия «Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской».

Во время русско-японской войны 1904-05 гг. Евгения Максимилиановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи раненым солдатам и увеливечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».

… В течение двух лет Ольденбургские не могли ездить в Рамонь. По всей России – от Белого моря до Крыма, от Прибалтики до Урала гремели крестьянские восстания. Мужики поджигали барские усадьбы, убивали. На помощь местным властям направлялись войска. По требованию Ольденбургских в 1907 году в Рамонь прибыли казаки. Начальник воронежского жандармского управления сообщал: «Забастовали машинисты завода имения Рамонь ее Императорского Высочества принцессы Ольденбургской. Послана военная команда». (Ильинский Н.В. «Рамонь», Воронеж, 1984, С. 39-40.).

В результате махинаций Коха, управляющего Ольденбургских, имение задолжало большую сумму денег. В 1908 году земля, сахарный завод и конфетная фабрика перешли в Удельное ведомство. У Ольденбургских остался только дворец, в котором поселился сын Петр с супругой. Ольденбургские-старшие покинули Рамонь навсегда. Кох уехал за границу, где, по утверждению рамонских старожилов, у него был собственных сахарный завод.

За владение конфетной фабрикой разгорелась особая борьба. Удельное ведомство решило ее реконструировать, оснастив новым оборудованием. Однако «конфетные короли» России добились закрытия фабрики как опасного конкурента. В 1911 году ее продали фабриканту Андрееву. Оборудование вывезли в Воронеж, и еще несколько лет конфеты выпускали в обертках Рамонской фабрики.

Евгения Максимилиановна эмигрировала вместе с семьей за границу, где скончалась в 1925 году в Биаррице.