Искусство Великой княгини
Л.А.Образцова
Великая княгиня Ольга Александровна известна как талантливая художница, попечитель и благотворитель. Её творческий путь представляется от детских рисунков до совершенно зрелых и профессиональных акварелей конца 50-х годов. Большую часть ее работ составляют пейзажи, рисунки цветов, сцены из жизни дворца и русского села, а так же портреты своих родных и близких. В многочисленных альбомах Великой художницы сохранилось много портретов детей. Все они пронизаны солнечным светом, в интерьерах много цветов. Акварели Великой княгини созданы в стиле подлинно русской реалистической школы.
Воспитанная в строгости, Ольга с детства имела одну-единственную страсть — рисование. Даже на уроках арифметики в тетрадках рисовала полевые цветы. Они стали любимой темой художницы на всю жизнь Учителями начинающей художницы были К. В. Лемох, В. Е. Маковский, С. Ю. Жуковский, С. А. Виноградов. При жизни Великой княгини было несколько выставок работ за границей – в Дании, во Франции, в Англии и Канаде. В России она устраивала благотворительные выставки и аукционы, а выручку, полученную от продаж своих работ, предавала бедствующим художникам, музыкантам, оплачивала учебу молодых талантов и просто помогала нуждающимся.
Картины Великой княгини оставляют в зрителях неизгладимое впечатление…
- Особое чувство света присуще рисункам Ольги Александровны. Это не только техника, это некая озаренность мировосприятия. Им окрашены простые полевые цветы и дворцовые интерьеры, величественные соборы и заросшие парковые уголки. Наверное, в невзгодах и в спокойствии, в радости и в горе благодатный свет реял над порфирородной Великой княгиней Ольгой. То, что мы видим его отражение в таких простых рисунках, - это действительно царский подарок… (Дарья Павлова. Искусство Великой княгини. «Правая.Ru»)
- Вслед за Ахматовой Ольга Александровна могла бы воскликнуть:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой…
Все цветочные акварели Великой княгини Ольги Александровны сливаются в образ «единственного сада», «сада нашей Родины», «сада Пресвятой Богородицы». А для нас, посетителей выставки, они стали «вестью из миров иных», веянием хлада тонка - откровения о душе, которая так умела видеть и воспринимать мир, что от созданных полвека и более назад вещей не перестает исходить тепло, свет, утешение… (Л.Ильюнина. «Русская линия»)
Множество акварелей Ольги Александровны посвящены цветам, которые она очень любила, с ее живописных работ дышат ароматной свежестью ирисы, незабудки, розы, анютины глазки, сирень… Биограф Великой княгини Йен Воррес так описывает первую встречу с Ольгой Александровной: «Пол уставлен горшками с цветами и растениями, кипами бумаги для рисования, усеян кистями и тюбиками краски. Вскоре я узнал, что живопись и садоводство - главные занятия Великой княгини…»
Канадская природа напоминала Ольге Александровне любимую Россию. В письме к подруге она сообщала:
«В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы - голубые анемоны. Какое это было счастье - ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома... У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов…»
Еще один фрагмент: «Был чудный вечер, все благоухало - в лесах пахло, как в России, - березой и цветущими деревьями всякими… И мы, проезжая мимо дома и сада одних друзей, увидали их - и вышли. Такой чудный сад! Ландыши, сирень и все пахло, и обошли мы дом…»