Великая княгиня Ольга Александровна

Автор: Людмила Образцова
Источник: Из книги "Ольденбургские", Воронеж, 2006 г.

Невеста Петра Ольденбургского - Ольга Александровна родилась 1 июня 1882 года в Петергофе. Она была младшей дочерью императора Александра III (1845-1894) - единственная из детей, родившаяся, когда отец был царствующим монархом, то есть была порфирородной. В династии Романовых насчитывалось немного таких детей: младший сын Павла I Михаил Павлович, три младших сына Николая I и два младших сына Александра II, упомянутая Ольга Александровна - дочь Александра III, и пятеро детей последнего русского царя Николая II.

Право на наследство на престол к отцу Ольги Александру III перешло от брата Николая, умершего в 21-летнем возрасте. Это произошло после убийства государя Александра II народовольцами. В первую очередь суд Правительствующего совета смертный приговор всем обвиняемым цареубийцам. Александр III усилил цензуру и закрыл десятки газет и журналов.

В годы его царствования произошли серьезные перемены в экономике. Создалась новая финансовая система, сократились военные расходы без снижения боеготовности русской армии, обновилась и увеличилась артиллерия, строились крепости, увеличивалось число инженерных войск. По инициативе Александра III была начата деятельность по перевооружению армии современным стрелковым оружием. Выбор пал на винтовку С.И.Мосина (1849-1902), которая состояла на вооружении русской армии на протяжении пятидесяти лет. Император отказался от военных действий. За тринадцать лет его правления Россия не знала войн, за что Александра прозвали «миротворцем».

В жизни он был добродушный, веселый и застенчивый человек. Немало свободного времени он посвящал сбору исторических и художественных коллекций, изучал историю Отечества, возглавлял Императорское историческое общество, любил музыку, особенно П.И.Чайковского, сам играл на валторне.

Александр III был также тонким ценителем живописи, собирал картины русских художников, был инициатором открытия в Петербурге Русского музея, который разместился в Михайловском дворце. С тех пор он стал важным национальным достоянием, сокровищницей шедевров русской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В честь Александра III был назван Музей изящных искусств (Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина), основанного профессором Московского университета И.В.Цветаевым (1847-1913). В годы его царствования творили Лев Толстой, Островский, Чехов, Лесков. Император субсидировал художников, композиторов, артистов. Он покровительствовал русской науке. В годы его царствования был открыт первый университет в Сибири, подготовлен проект создания Русского археологического института, основан Исторический музей в Москве. В память Александра Ш были установлены памятники, один работы Паоло Трубецкого в Петербурге, другой - в Москве работы А.М.Опекушина перед храмом Христа Спасителя.

После смерти брата Николая Александр III унаследовал не только титул цесаревича, но и его невесту – датскую принцессу, дочь короля Христиана 1Х Луизу Софию Фредерику Дагмар (1847-1928), накануне венчания принявшую русскую православную веру и русское имя - Мария Федоровна. Она принадлежала к династии Шлезвиг-Гольштейн-Зонденбург-Глюксбург, которая и поныне занимает датский королевский престол. Этот род представляет собой одну из ветвей все того же огромного Ольденбургского дома.

Приехав в Россию, Мария Федоровна влилась в светское общество и стала всеобщей любимицей. Она обожала приемы и была великолепна. Великий князь Константин Константинович посвятил ей стихи:

На балконе, цветущей весною,
Как запели в садах соловьи,
Любовался я молча тобою,
Глядя в кроткие очи твои.
Тихий голос в ушах раздавался,
Но твоих я не слушал речей:
Я как будто мечтой погружался
В глубину этих мягких очей.
Все, что радостно, чисто, прекрасно,
Что живет в задушевных мечтах,
Все сказалось так просто и ясно
Мне в чарующих этих очах.
Не могли бы их тайного смысла
Никакие слова превозмочь…
Словно ночь надо мною нависла,
Светозарная, вешняя ночь!

Мария Федоровна серьезно занималась живописью. Некоторые ее картины ныне хранятся в Русском музее в Петербурге и Петрозаводском музее изобразительного искусства. Она взяла под свою опеку Российский Красный Крест, школы, больницы, приюты, общее число которых составляло 460.

За 16 лет супружеской жизни Марии Федоровны и Александра III в семье родились шестеро детей: Николай, Александр, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга. Александр умер в годовалом возрасте. Император их любил безгранично. Высокий (1 м 87 см) и огромный, он ползал на четвереньках, когда они верхом сидели на нем. Он обладал богатырской силой: гнул подковы, закручивал металлические прутья. Когда дети просили его согнуть кочергу или разорвать колоду карт, он не без удовольствия это делал, если, конечно, поблизости не было государыни. В октябре 1888 года во время железнодорожной катастрофы в Борках под Харьковом, спасая себя и семью, он удержал на плечах рухнувшую крышу вагона и этим резко подорвал свое здоровье. Врачи были уверены, что именно этот случай явился причиной его безвременной смерти в 49 лет. Он умирал на руках Марии Федоровны. «Как перенести это?», - воскликнула она.

Их дочь Ольга детство провела в Гатчине среди блеска и роскоши. В Гатчинском дворце насчитывалось девятьсот комнат и 5000 слуг и лакеев (см. И.Воррес. Последняя Великая княгиня, с. 174-175). За дворцом располагались огромный парк, конюшни и псарни.

В детстве особенно доверительные отношения сложились у Ольги с отцом. Они много путешествовали. Император перевозил дочь из одного дворца в другой в тщательно охраняемых вагонах – Петергоф, Царское село, Гатчина. Она изучила Крым, побывала в Дании - в гостях у деда, датского короля Христиана 1Х, и бабушки королевы Луизы.

«Моего отца называли мужицким царем, - вспоминала она, потому что он действительно понимал крестьян. Подобно Петру Великому, он не переносил помпезности и роскоши, у него были простые вкусы, и, по его словам, он чувствовал себя особенно свободно, когда мог облачиться в простое крестьянское платье. И я знаю, как бы о нем ни говорили, простые люди любили его». ( Здесь и далее цитируется кн. Й.Ворреса «Последняя Великая княгиня», М., 1998. С.186).

С матерью, императрицей Марией Федоровной, Ольгу «разделяла пропасть». Она была превосходной царицей и оставалась ею даже в общении с детьми, которые ее боялись. Маленькой Ольге никогда не приходило в голову искать у матери утешения. «Я изо всех сил старалась вести себя как следует. Никак не могла себя заставить говорить с мама естественно. Она страшно боялась, что кто-то может перейти границы этикета и благопристойности» (с. 191). Единственное, что сближало Ольгу с матерью, была любовь к живописи и лошадям. Мария Федоровна художественного образования не получила ни в России, где жила, ни в Дании, где родилась, но живопись обожала. В одной из галерей висела ее картина, изображавшая кучера в натуральную величину.

Ольга всегда держала карандаш в руках даже на уроках математики и рисования: так она лучше усваивала услышанное. Отец пригласил для нее настоящего учителя живописи. В Гатчинском дворце она копировала картины старых мастеров. Рисовала в простом льняном платье и любила его больше всех, поскольку, как и отец, была равнодушна к своей одежде. Пышные наряды ей казались «тяжелыми и неудобными». Верховая езда была также излюбленным ее занятием. В седле Ольга себя чувствовала, «как рыба в воде». И Мария Федоровна обожала лошадей, в отличие от Александра III, который не мог их терпеть.

Помимо живописи Ольгу учили игре на скрипке.

В десятилетнем возрасте она попыталась сосчитать членов императорской фамилии. Кроме Романовых, в нее входили принцы Мекленбург-Стрелецкие и Ольденбургские, герцоги Лейхтенбергские, Эдинбургские и другие. Женившись на Великих княжнах, они стали числиться членами императорского дома. Имераторская фамилия была связана с германскими домами – Кобург-Готским, Прусским, Гессенским, Баденским, Вюртембергским, с датской королевской фамилией, а через нее с греческой.

… Итак, Ольга Александровна вступала в брак. На эту новость бурно отреагировали в Москве и Петербурге. Высшему обществу было известно, что Петр был на четырнадцать лет старше Ольги и к женщинам относился равнодушно. К тому же он слыл кутилой и карточным игроком. Никому не верилось, что это супружество было основано на взаимных чувствах. По мнению самой невесты, императрицу Марию Федоровну, «уговорили отдать дочь за их сына родители принца Ольденбургского, в частности, его честолюбивая мать, принцесса Евгения» (с.237). Петр и Ольга нередко встречались раньше на семейных торжествах. Она относилась к нему уважительно, как к старшему по возрасту. «Сказать вам откровенно, меня обманом вовлекли в эту историю, - вспоминала она. – Меня пригласили на вечер к Воронцовым… Едва я приехала к ним в особняк, как Сандра (дочь Воронцовых – примечание автора) повела меня наверх, в свою гостиную. Отступив в сторону, она впустила меня внутрь, а затем закрыла дверь. Представьте себе мое изумление, когда я увидела в гостиной кузена Петра. Он стоял, словно опущенный в воду. Не помню, что я сказала. Помню только, что он не смотрел на меня. Он, запинаясь, сделал мне предложение. Я так опешила, что смогла ответить одно: «Благодарю вас». Тут дверь открылась, влетела графиня Воронцова, обняла меня и воскликнула: «Мои наилучшие пожелания». Что было потом, уж и не помню. Вечером в Аничковом дворце я пошла в комнаты брата Михаила, и мы оба заплакали».

…Свадьба состоялась в Петербурге 27 июля 1901 года. После торжеств молодые отправились в Рамонь. Осенью супруги уехали во Францию, в Биарриц. Как-то вечером в отеле неожиданно вспыхнул пожар. Гардероб Ольги спасли, но вещи принца сгорели полностью. Среди них находился его мундир со знаменитым орденом Белого слона, который специально для него изготовила фирма Фаберже.

Надо сказать, что искусство Карла Густовича Фаберже хорошо знакомо царскому двору. Александр Ш давно обратил внимание на работу мастеров фирмы Фаберже и заказал для Марии Федоровны пасхальный подарок, который напоминал бы ей родную Данию.

Первое яйцо было золотое, покрытое белой эмалью. Внутри находился золотой желток и цыпленок из цветного золота. В дополнение Фаберже изготовил золотую подвеску, представляющую миниатюрную корону. Марию Федоровну подарок привел в восторг.

В 1885 году Фаберже присвоили звание «поставщик Высочайшего двора», Вскоре он подарил Марии Федоровне другое пасхальное яйцо – «Память Азова».

«Коронационное» яйцо было изготовлено к первой годовщине коронации Николая П. Оно было богато украшено золотой эмалью. Пятнадцать месяцев трудился рабочий фирмы Георг Стайн над изготовлением копии царской кареты, покрытой красной эмалью, напоминающей ей бархатную обивку экипажа. Когда открывались двери кареты, механически вызвигались две ступеньки лестницы.

Яйца создавались одно за другим: «Московский Кремль», «Колоннада», «Храм любви».

После поездки в Сорренто молодые поехали в Рамонь – имение родителей Петра Александровича. Для них был построен особняк «Уютный», но он не понравился невестке. Взамен было куплено соседнее имение - Чарыково, переименованное в Ольгино, где был возведен отдельный белый особняк – Летний дворец - с колоннами. Здесь же располагались хозяйственные постройки – дома для прислуги, врача и садовника, управляющего, а также прачечная и конюшня. Ольга организовала лечебницу и школу. Она полюбила Рамонь, где впервые близко столкнулась с крестьянским бытом. Ольга ходила по избам и часами беседовала с крестьянами. Среди них она чувствовала себя «настоящим человеком». Иногда она посещала лечебницу, где наблюдала за работой доктора и сестер милосердия.

Великая княгиня Ольга Александровна была необычайно доброй женщиной. Рамонцы помнят, как она помогала крестьянам после пожаров – кровлей, строительными материалами, деньгами, устраивала благотворительные обеды для пострадавших. Чуть ли не половине рамонских ребятишек она стала крестной матерью. Когда в семье рождался ребенок, Ольга Александровна вешала на калитку узелок с детскими принадлежностями и подарками. Однажды во время охоты на волков Ольга заметила красивую молодую женщину Анастасию и овчинном розовом полушубке и розовых плюшках на голове. В пасхальные дни она пришла в избу и подарила первенцу семьи расписное сувенирное яйцо. Некоторым детям везло больше – Ольга сама крестила их в рамонской Никольской церкви.

С балкона своего особняка молодая Ольденбургская могла любоваться окрестностями. «Местность была восхитительная. Поля упирались в леса, из-за которых выглядывали золоченые купола старинного монастыря св. Тихона Задонского, куда приходило множество паломников. Помню, однажды летним вечером я сидела на балконе и наблюдала, как садится солнце. Вокруг царил такой покой, что я поклялась, что если Господь когда-нибудь удостоит меня быть счастливой, то своего первенца я нареку Тихоном…» (Речь идет о Спасо-Преображенском Толшевском монастыре в заподведнике, там жил несколько лет Тихон).

В апреле 1903 года на военном параде в Павловске брат Михаил Александрович (1878-1918) познакомил Ольгу Александровну с офицером лейб-гвардии Кирасирского полка из дворян Николаем Александровичем Куликовским. Он родился 23 октября 1881 года в слободе Евстратовка Острогожского уезда Воронежской губернии, в скромной дворянской семье, и был сыном ротмистра (впоследствии полковника) Александра Никаноровича Куликовского (1851- до 1918 ?) и Евдокии Николаевны Хариной.

С тех пор жизнь Ольги круто изменилась: впервые она влюбилась по-настоящему. Их чувства были взаимны. Ольга потребовала у мужа развода. Петр выслушал жену и сказал, что его «крайне заботит его собственная репутация и честь семьи». Он предложил оставить все по-прежнему на несколько лет. Куликовского же он назначил своим адъютантом с правом поселения в их доме. Отношения «любовного треугольника» были корректны. Принц «по-прежнему играл в карты, по-прежнему ходил обедать к родителям, по-прежнему на людях вел себя, как примерный муж». По-прежнему они бывали в Рамони, и их неизменно сопровождал Николай Куликовский. В обществе заговорили об их романе. Князь Владимир Сергеевич Трубецкой (1892-1937) вспоминал, что Ольга «несмотря на свой высокий сан и положение держала себя чересчур свободно и независимо. Ее можно было частенько встретить разъезжающей по гатчинским улицам на простом извозчике в сопровождении Куликовского...

Поведение Ольги Александровны и Куликовского привело лишь к тому, что про их связь стали открыто говорить в обществе".

В 1904 году Петр Александрович получил под свое начало полк, расквартированный в Царском селе, и супруги Ольденбургские переехали туда, где Ольга Александровна могла общаться с семьей царствующего брата Николая II (1868-1918). Дети относились к ней, как к подруге по играм. Особенно она любила свою крестницу Анастасию. «Я любила ее за бесстрашие. Она никогда не хныкала и не плакала, даже если ей было больно. Это была настоящая сорвиголова… У меня всегда было предчувствие, что она долго не проживет».

В 1906 году принца Петра перевели в другое место, и Ольга вынуждена была вернуться, в свой особняк в Петербурге. Разговоры с мужем сводились к его выигрышам-проигрышам. К тому же он был очень обеспокоен своим здоровьем.

Шли годы. В 1914 году, когда началась первая мировая война, Ольга вслед за Куликовским ушла на фронт сестрой милосердия. Для женщин дома Романовых это была почетная миссия. Петру она сказала, что больше к нему не вернется. В первые месяцы она находилась в Ровно, где сражался 12-й гусарский Ахтырский Е.И.В. Великой княгини Ольги Александровны полк. Затем отправилась в Галицию, во Львов, в Киев. В Главном госпитале Киева под попечительством Ольги находилось 400 раненых солдат и около 28 офицеров.

Медицинского персонала не хватало, и ей приходилось работать сутками. Ольга трудилась самоотверженно, а однажды попала под обстрел, за что ее наградили Георгиевской медалью, одним из знаков отличия знаменитого боевого Георгиевского ордена. Ольга не придала особого значения награде, положив ее в карман, считая, что не совершила ничего героического. Однако ахтырцы убедили ее надеть медаль, утверждая, что таким образом наградили не только ее лично, а весь полк.

Однажды на побывку к ней приехал Куликовский, ее «Кукушкин», что ее очень обрадовало.

Петр к тому времени был генерал-майором. В журнале «Нива» за 1915 год (№ 42) среди 25 офицеров, награжденных Георгиевским оружием, значился и Его Высочество принц.

Ольга требовала расторжения брака. Заметим, что до вступления Николая II на престол в доме Романовых произошло только два развода: Петр I развелся со своей женой Евдокией Лопухиной и Великий князь Константин, сын Павла I и внук Екатерины II, развелся с принцессой Юлией Саксен-Заафельд-Кобурской. Согласно закону, члены императорской фамилии не могли вступать в брак без разрешения императора, а также с разведенными лицами или в неравные браки. Однако в годы правления Николая II произошла «целая серия матримониальных бунтов».

государя Николая II и Святого Синода, был расторгнут. Ольга и Николай Куликовский обвенчались в Киеве, в скромной Васильевской церкви в присутствии императрицы Марии Федоровны. В тот же вечер она возвратилась в палату к раненым. Несмотря ни на что она была по-настоящему счастлива. Находясь в церкви со своим любимым «Кукушкиным», Ольга решила «смело смотреть в глаза будущему, каким бы оно не оказалось».