Романовы. Историческое расследование
Уходят Дни и года, меняются эпохи и нравы, рушатся некогда могучие государства, распадаются гигантские империи, но остается человек и человечество. Жизнь каждого Homo sapiens всегда индивидуальна, однако любая частная жизнь неизбежно форсирует конкретное время и его события. В непрерывной череде поколений, в потоке времени и эпох выражается история, где неизменно главный герой – человек.
Чем самобытнее личность, тем выше е духовные запросы, общественные интересы и социальное положение, тем ярче в летописи минувшего запечатлевается исторический образ, тем сильнее, выразительнее биография такого персонажа доносит до потомков голоса и звуки ушедшего, его неповторимый колорит.
Именно общечеловеческое связывает «вчера» и «сегодня», придает давно отшумевшим страстям звучание, вызывает отклик у потомков. Даже не зная почти ничего о Древней Греции, средневековых Англии и Италии, дворянской России, люди переживают и плачут над судьбами героев Еврипида, Софокла, Шекспира, Данте, Пушкина именно потому, что это рассказ о вечном: о добре и зле, о любви и ненависти, о верности и предательстве, о надежде и безысходности.
В анналах мировой истории сохранились имен тех. Кто прославились или добрыми делами, или злодействами, навсегда остались символами света или тьмы. К первым относят, например, Жанну д,Арк и Авраама Линкольнка, к «рыцарям мрака» - Калигулу и Гитлера.
Однако рядом с «одноцветными» историческими образами куда больше тех. Чьи судьбы и дела порождали и порождают споры, неизменно находят как преданных сторонников, так и убежденных противников: Александр Македонский, Мартин Лютер, Робеспьер, Наполеон Бонапарт, Бисмарк, Черчилль, Франко и другие.
Подобная ЖЕ разноголосица сопровождает и персонажи русской истории. Наряду с теми, чей подвиг слежения добру, справедливости, благополучию государства и народа не подвергается серьезному сомнению (святой Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов), существуют лица, вызывающие разноречивые суждения: Иоанн Грозный, Петр I, Екатерина II, князь Александр Гончаков, Александр II, Петр Столыпин, Николай II, Владимир Ульянов-Ленин, Иосиф Сталин.
Одни авторы возносят этих деятелей на пьедестал, другие ниспровергают; рисуя их исторические портреты, создают или умилительно-сусальный, или зло-гротесковый образ. Некоторые пытаются избежать крайностей, смешивают черное с белым, но в результате возникает нечто безликое, серое, мало походящее на живое изображение.
Дом Романовых был связан родственно-брачными узами почти со всеми монархическими владетельными (правящими) домами Европы. Когда русские цари приезжали в Берлин, Копенгаген, Афины, Брюссель, Вену, Лондон, Стокгольм, то там их обязательно принимали, как представителей могучей державы. И почти во всех уголках Европы встречали своих родственников: королей, наследников престолов, принцев и принцесс, а также других именитых лиц, носивших родовитейшие аристократические титулы.
Этот заповедный династический мир ослеплял блеском, величием и изысканностью. Доступ туда был раз и навсегда закрыт для непосвященных. Его парадную сторону дозволялось благоговейно созерцать лишь издали, а интимную, частную и вовсе тщательно скрывать от глаз посторонних.
Представители этой династии владели царской короной России – Российской империи на протяжении более 300 лет с февраля 1613 до марта 1917 года. Романовы дали России 18 монархов, при которых страна превратилась в мощное государство, пережила великие и трагические страницы своей истории.
Любая «громкая история» в царском доме гулким эхом отзывалась далеко за пределами великокняжеских апартаментов. Личное неизменно приобретало характер общественного. Эта была неизбежная плата за роскошь, сказочное великолепие и благополучие, которые доставались близким царей по праву родства.
Являясь по своему статусу государственными людьми, жизнь и дела которых, согласно закону о непререкаемости традиций, подчинялись интересам империи, надобностям ее внутренней и внешней политики, они обязаны были, вне зависимости от возраста и наклонностей, неукоснительно соблюдать долг верности старшему в династии – монарху. Так было написано на роду, так было заповедано предкам, так распорядился Господь.
Обычные человеческие страсти. Влечения и слабости неизбежно давали о себе знать. Случались различные неприятности, нежелательные происшествия, скандальные амурные истории, порой потрясавшие династию, грозившие стабильности не только фамилии, но и государству.
Браки, разводы, «мезальянсы, «непозволительные романы», «неприличное поведение», будучи формально внутрисемейным делом, фактически таковыми никогда не являлись. Все, что происходило внутри царского дома, приобретало характер важного общественного события, которое обсуждали и в России, и за ее пределами.
Им ничего не прощали и винили даже в том, в чем те повинны никогда не были. Ошибки расценивали как преступление, заблуждения – как скудоумие, слабости – как убожество, а сердечные увлечения – как цинизм. Почти никто не хо ел понять и составить непредвзятые жизнеописания людей, в самые трагические моменты истории, проявивших истинное благородство и величие души, о которых никто и не подозревал.
Сообщество Романовых включало людей, несхожих по своим духовным запросам, широте кругозора, навыкам, интересам. Члены императорской фамилии служили Родине на разных должностях, погибали на полях сражений, участвовали в культурной и общественной жизни. Среди них встречались нелукавые военачальники, небесталанные поэты, тонкие ценители красоты, знатоки конкретных наук. Большинство являлось истинно православными людьми, а именно последние Романовы обогатили пантеон православных святых (великая княгиня Елизавета Федоровна, великая княгиня Александра Петровна).
Мир этих людей, из повседневность, человеческие радости и печали раскрывают не только индивидуальное, сиюминутное, преходящее, но и отражают свет великой исторической галактики под названием Российская империя, навсегда исчезнувшей с «карты исторической вселенной» в переломном 1917 году.