История фотографии

Фотографию изобрели в 1839 году в Париже. Этому событию мы обязаны Луи Жак Даггеру, который изобрел метод получения изображения на солях серебра. В этом же году был изобретен первый негатив Фоксом Тальботом. Первые цветные снимки появились в 1840 году, бралось черно-белое фото и ретушировалось с помощью акварели.

В том же году с фотографией познакомились и в России. Однако первые фотомастерские принадлежали, конечно же, в основном, иностранцам. Но благодаря непрерывной работе русских ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX - XX вв. русские фотографы прекрасно снимали и полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ, их работы получали престижные премии и награды.

История воронежской фотографии, насчитывает немногим менее 150 лет. Она появилась в середине Х1Х века, в 1865 году. В городе существовало пять фотостудий. В 1904 году было организовано Воронежское научно-художественное фотографическое общество, беспрерывно просуществовавшее чуть менее 30 лет, а затем возродившееся в 1964 году.

Первым русским мастером стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу - выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин.

Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Они были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уменьшения технических недостатков. 22 октября 1849 года в Петербурге он открыл мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье. Там мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.

Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е годы был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств. Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.

Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке, в Будапеште, на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.

Но самым знаменитым фоторепортером Х1Х века был Карл Булла. Он снимал Л.Н.Толстого, Императора Николай II, Ольденбургских, П.А.Столыпина, Ф.И.Шаляпина, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Глазунова.

Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии 26 февраля 1855 года в семье купца. В возрасте 10 лет его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюпапт». В начале — посыльный, затем лаборант и ученик, Карл Булла постигал основы фототехники. Изучив способы изготовления фотопластинок, Карл Булла открыл свою небольшую фотолабораторию. Эта было производство «моментальных пластинок», пригодных для самых разнообразных фотографических работ.

В 1875 году К.К. Булла открыл свое первое фотоателье на Садовой улице. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа, а ателье получило признание, как «Фотография № 1».

Если полистать старые подшивки журналов «Нива» и «Огонек» конца XIX начала ХХ вв., то можно увидеть, что почти каждый второй снимок был выполнен фотографом из русской столицы К.К.Буллой. Ни одно событие в Петербурге в то время не обходилось без присутствия «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею».

Последнее фотоателье К.Буллы находилось на Невском проспекте в самом центре Петербурга, оборудованное по последнему слову техники, и чрезвычайно популярное среди петербургской публики. Оно приносило доход 250 000 рублей.

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 года он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста «безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов». В начале ХХ века ему помогали снимать сыновья: Виктор и Александр.

Наследие Карла Карловича Булла составляет около 230 тысяч негативов фотографий конца XIX — начала XX века. Он награжден Орденом Короны Румынии, Орденом Льва и Солнца, Кавалер ордена Короны Италии. В 1910 году его избрали Потомственным почетным гражданином Санкт – Петербурга.

Карл Карлович Булла после 1916 года передал свое фотографическое дело сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель, где снимал этнографический материал, повседневную жизнь островитян, обучал фотографическому делу местных мальчишек. Там же на острове он умер в 1929 году. В доме, где жил К. К. Булла, расположилась поселковая школа с библиотекой.

Кроме названных фотографов, большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли К. Даутендей, В. Каррик, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И.Хмелевский, Н. Чарушкин, А.Карелин, С.Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, Н. Свищов-Паола и др.

В начале XX века в работах фотомастеров заметно влияние живописи. Подтверждением тому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры. Обратите внимание на подобные фотографии на нашей выставке.

Экспозиция выставки «Старинная фотография» состоит из более 50 фотографий, сделанных в период конца XIX - начала XX веков. По прошествии времени эти снимки стали памятниками эпохи. По ним можно судить о прическах и моде, вкусах ушедшей тех лет. Очень интересно сравнить нас, ныне живущих, с теми, жившими полтора столетия назад и навеки застывшими на снимках людьми, представить их культуру и характер. Что они делали потом, после того как «вылетела птичка»?

Фотографирование в конце XIX – начале XX века было делом серьезным и ответственным. Заранее обговаривались все нюансы – вплоть до складок на платье. Оно стоило очень дорого – 25 рублей серебром. В фотоателье было множество специальных декораций и предметов интерьера. Каждая фотография должна была отображать какую-то черту в человеке – например, задумчивость или любовь к чтению. Старые снимки очень трогательны, порой они передают трепет и волнение людей, пришедших сфотографироваться. Это же было тогда целым событием. Процесс съемок представлялся таинством, чем-то непонятным, а фотограф вел себя как художник. Впрочем, среди фотографов тех времен было немало истинных художников, внимательных к своим клиентам, старавшихся вызвать доверие, создать атмосферу раскованности. Фотография была небольшим аттракционом, в котором участвовали клиенты фотографа.

Фотографирование проходило примерно так: «Вертеться не позволено. Да и невозможно, так как голова упирается в медную рогатину – копфгальтер, чтобы человек сидел, не сваливаясь». Никаких подсветок не было. Крыша и одна из стен ателье делались из стекла. В пасмурные дни ателье не всегда работали. Фотографировались люди в своих лучших, праздничных нарядах. Есть воспоминания Якушина, философа. Он пишет, что друзья просят сделать фото, но нет денег на хороший костюм.

К сожалению, во многих семейных архивах не сохранились ни дат, ни имен изображенных на черно-белом поле старинных фотографий.

Вести семейный фотоальбом сегодня, к сожалению, умеют не многие. А сами альбомы появились в быту горожан в 60-е годы Х1Х века с появлением так называемого визитного портрета. В альбоме фотографии располагались в зависимости от того, какие рамочки предусматривались для их размещения. Потому что были рамки и для кабинетных портретов, и для визитных, были

В настоящее время в мире существует большое количество фотоаппаратов, начиная от пленочных и заканчивая современными цифровыми зеркальными фотокамерами. Много было изобретений, прежде чем появился первый пленочный фотоаппарат. Предшественником пленочного фотоаппарата была камера-обскура, которая сначала представляла собой темную комнату, а затем переносной ящик.

В начале 19 века в России стали изготавливаться первые фотографические камеры. Благодаря русскому изобретателю А.Ф.Грекову был создан первый фотоаппарат. Он состоял из светонепроницаемой деревянной камеры, которая имела две коробки, вставляемой одна в другую. Объективом служила двояковыпуклая линза, которая была закреплена на передней стенки наружной коробки. Во внутренней коробке находилась светочувствительная пластинка. Наводка объектива-линзы на резкость осуществлялась изменением расстояния между коробками камеры. В 1847 году Левицкий С.Л. изобрел складной фотоаппарат с мехом, который использовался раньше для гармони. В 1854 году стереоскопический аппарат изобрел Александровский И. Ф.

Первый отечественный фотоаппарат «Фотокор» был выпущен в 1931 году. Далее появились фотоаппараты «Арфо», «ФК», «Турист» и другие. Так отечественный фотоаппарат «Спорт», который был выпущен в 1936 году, являлся первой в мире однообъективной 35 мм зеркальной фотокамерой. Советская фотографическая промышленность выпустила популярный и всем известный фотоаппарат «Зенит», представленный на нашей выставке.