Выставка «Старая фотография» 09.06.2011

Выставка «Старая фотография»

В музее открылась выставка «Старая фотография». Руководитель музея Л.А. Образцова познакомила гостей с историей фотографии в России и в Воронеже. Ее изобрел француз Луи Жак Даггер в 1839 году.

В том же году с фотографией познакомились и в России. Однако первые фотомастерские принадлежали, конечно же, в основном, иностранцам. Но благодаря непрерывной работе русских ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX - XX вв. русские фотографы прекрасно снимали и полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ, их работы получали престижные премии и награды.

История воронежской фотографии, насчитывает немногим менее 150 лет. Она появилась в середине Х1Х века, в 1865 году. В городе существовало пять фотостудий. В 1904 году было организовано Воронежское научно-художественное фотографическое общество, беспрерывно просуществовавшее чуть менее 30 лет, а затем возродившееся в 1964 году.

Первым русским мастером стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу - выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин.

Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Они были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Левицкий первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уменьшения технических недостатков. 22 октября 1849 года в Петербурге он открыл мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье. Там мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.

Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е годы был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств. Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.

Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке, в Будапеште, на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.

Но самым знаменитым фоторепортером Х1Х века был Карл Булла. Он снимал Л.Н.Толстого, Императора Николай II, Ольденбургских, П.А.Столыпина, Ф.И.Шаляпина, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Глазунова.

Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии 26 февраля 1855 года в семье купца. В возрасте 10 лет его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюпапт». В начале — посыльный, затем лаборант и ученик, Карл Булла постигал основы фототехники. Изучив способы изготовления фотопластинок, Карл Булла открыл свою небольшую фотолабораторию. Эта было производство «моментальных пластинок», пригодных для самых разнообразных фотографических работ.

В 1875 году К.К. Булла открыл свое первое фотоателье на Садовой улице. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа, а ателье получило признание, как «Фотография № 1».

Если полистать старые подшивки журналов «Нива» и «Огонек» конца XIX начала ХХ вв., то можно увидеть, что почти каждый второй снимок был выполнен фотографом из русской столицы К.К.Буллой. Ни одно событие в Петербурге в то время не обходилось без присутствия «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею».

Последнее фотоателье К.Буллы находилось на Невском проспекте в самом центре Петербурга, оборудованное по последнему слову техники, и чрезвычайно популярное среди петербургской публики. Оно приносило доход 250 000 рублей.

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 года он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста «безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов». В начале ХХ века ему помогали снимать сыновья: Виктор и Александр.

Наследие Карла Карловича Булла составляет около 230 тысяч негативов фотографий конца — начала века. Он награжден Орденом Короны Румынии, Орденом Льва и Солнца, Кавалер ордена Короны Италии. В 1910 году его избрали Потомственным почетным гражданином Санкт – Петербурга.

Карл Карлович Булла после 1916 года передал свое фотографическое дело сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель, где снимал этнографический материал, повседневную жизнь островитян, обучал фотографическому делу местных мальчишек. Там же на острове он умер в 1929 году. В доме, где жил К. К. Булла, расположилась поселковая школа с библиотекой.

Кроме названных фотографов Экспозиция выставки «Старинная фотография» состоит из более 50 фотографий, сделанных в период конца - начала веков. По прошествии времени эти снимки стали памятниками эпохи. По ним можно судить о прическах и моде, вкусах ушедшей тех лет. Очень интересно сравнить нас, ныне живущих, с теми, жившими полтора столетия назад и навеки застывшими на снимках людьми, представить их культуру и характер. Что они делали потом, после того как «вылетела птичка»?

На выставке представлены фотографии дореволюционные из семьи Васильевых-Логвиновских, На обороте одной из фотографий обороте мы читаем, что фотомастерскую опекал В.К. Михаил Александрович - родной брат Ольги Ольденбургской.

На фотографии из семьи Кислинских - конюх и горничная Ольденбургских. У них интересная судьба. Когда-то они уехали в Петербург вместе со своими хозяевами, там поженились (на свадьбу сам Николай П подарил им серебярный поднос).

  На выставке также представлены фотографии 1914 года – выпускниц Павловской Ольгинской гимназии, названной так в честь В.К. Ольги Александровны Ольденбургской. И еще с Ольденбургскими мы связываем фотографии студентов ВСХИ, поскольку на торжественном открытии института в 1912 году присутствовали в.к. О.А. и принц П.А.Ольденбургские.


Отзывы:

  • Я уроженка Воронежской области, но всю свою сознательную жизнь прожила в Молдавии, попала на выставку «Старая фотография» и получила огромное удовольствие. Окунулась в мир фото, узнала много нового, удивлена количеством снимков, их подбором, уникальными снимками прошедшей эпохи. Очень приятно, что есть еще люди, сохранившие эти снимки для нас, для нашей истории, для души.

    С уважением Чугунова Людмила.
  • Выставка «Старая фотография» произвела большое впечатление. Подлинные фотографии, вещи ушедших лет, дали возможность почувствовать дух истории. Особенный трепет вызвали фотографии и лица людей, которые жили в Рамони и ближайших селах.

    О.А.Щербатых, п. ВНИИСС.